|
Главная цель – счастливая, полная смысла жизнь
Трагические события в Грузии, в Азербайджане, других местах посылали ясный сигнал: Союз
разваливается, распадается, прекращает свое существование в прежнем виде. Надо было думать,
какой должна стать страна или страны, которые вот-вот образуются на ее месте, к чему следует
стремиться и в ближней, и в долгосрочной перспективе.
Свой проект конституции, правда незавершенный, Андрей Дмитриевич Сахаров представил в ноябре
1989 года, за месяц до своей кончины. Назывался он «Проект Конституции Союза Советских
Республик Европы и Азии». Надо сказать, над новым названием Союза лидеры страны потом
будут долго биться, предлагая самые разные варианты, но вот Сахаров предлагал такое.
В основе проекта лежала идея защиты прав личности и права ВСЕХ народов на государственность.
Именно – всех, что сразу придавало этому проекту необычность, масштабность, хотя и
очевидную утопичность. Однако Андрей Дмитриевич словно бы сознательно шел на это. Вряд ли он
рассчитывал, что текст в таком виде будет принят. Видимо, он ставил перед собой какую-то
другую цель. Возможно – наметить, к чему следует стремиться, если и не сегодня, то
хотя бы в более или менее отдаленном будущем. Может быть, даже, как говорится, –
«в идеале».
Вообще текст был не очень привычен для глаза как юридический документ. Вместе с тем при
чтении его с самого начала становилось ясно, что он составлен в высшей степени благородным и
высоконравственным человеком, ставящим благородство и нравственность превыше всего.
«Цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти, –
говорилось в проекте, – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и
духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле
независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
Право людей на счастье, на счастливую, полную смысла жизнь… Вряд ли авторы каких-либо
других подобных документов когда-либо осмеливались включать в них такого рода категории
– «счастье», «полная смысла жизнь»…
Хотя в стране к тому времени все более четко обозначался вектор движения к рыночному, то
есть, так сказать, капиталистическому устройству экономики, Сахаров в своем проекте остается
верен давней своей идее конвергенции – соединения лучшего, что есть в социализме и
капитализме, ибо по-прежнему, видимо, уверен, что ни тот, ни другой строй по отдельности не
в состоянии решить наиболее значительные, жизненно важные проблемы человечества:
«В долгосрочной перспективе Союз в лице органов власти и граждан стремится к встречному
плюралистическому сближению (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как к
единственному кардинальному решению глобальных и внутренних проблем. Политическим выражением
конвергенции в перспективе должно быть создание Мирового правительства».
Мировое правительство – это то, о чем говорили и мечтали многие лучшие представители
человечества, в частности Альберт Эйнштейн. Будет ли оно когда-нибудь? Или это что-то
малосбыточное вроде «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы? Прообразом мирового
правительства в принципе, наверное, можно было бы считать Организацию Объединенных Наций. Но
что-то у нее не больно получается «править миром». И не видно, чтобы
когда-нибудь получилось. Слишком разные материки, страны, люди…
На один уровень по степени важности Сахаров ставит внутренние законы страны и международные
законодательные акты, прежде всего касающиеся прав человека. Более того, международное
законодательство в этой сфере он поднимает выше:
«Граждане и учреждения обязаны действовать в соответствии с законами Союза и республик
и ПРИНЦИПАМИ ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН (выделено мной. – О.М.)
Международные законы и соглашения, подписанные СССР и Союзом, в том числе Пакты о правах
человека ООН…, имеют на территории Союза прямое действие и приоритет перед законами
Союза и республик».
Увы, мы и спустя десятилетия не пришли к этому. Сегодняшние российские власти не уважают не
только Всеобщую декларацию прав человека, но и собственную Конституцию.
Союз равных, самостоятельных, суверенных республик!
Теперь об устройстве Союза, которое предлагает Андрей Дмитриевич. Для него нет вопроса: это
устройство следует решительным образом изменить. Союз должен состоять ТОЛЬКО ИЗ РЕСПУБЛИК.
Причем республик, РАВНЫХ ПО СВОЕМУ СТАТУСУ:
«Никаких других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция Союза
(то есть Конституция, соответствующая его, Сахарова, проекту. – О.М.) не
предусматривает».
При этом, правда, «республика может быть разделена на отдельные
административно-экономические районы».
Так, РСФСР он предлагает разделить на четыре экономических района – Европейскую Россию,
Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь.
Не очень, правда, понятно, как эти экономические районы будут сосуществовать с национальными
республиками – Татарстаном, Башкирией, Чувашией, Удмуртией, Якутией и другими, –
располагающимися на этих территориях и равными России по своему статусу.
Кстати, вообще непонятно, какая территория останется России, если все республики, входящие в
нее, обретут равный с нею статус. Области Центральной России, да и то не все?
О чем-то подобном через год станет думать Борис Ельцин. У него возникнет мысль разделить
Россию на «семь русских государств». Впрочем, и он от этого замысла быстро
откажется.
Что касается сахаровской идеи о равенстве всех республик Союза, она стала одним из главных
побуждающих источников той отчаянной борьбы за повышение своего статуса, которую несколько
позже – в 1990-м и 1991 году – развернули автономии, прежде всего российские.
Правда, никакого особенного успеха и эта борьба не имела.
Еще одна очень важная идея Сахарова – решительное повышение самостоятельности
республик. Именно республики предоставляют союзному Центру ряд полномочий, а не наоборот
– не Центр что-то отдает республикам. Этот тезис опять-таки станет главным в той
борьбе с Центром, которую в скором времени развернут Ельцин и другие республиканские лидеры,
требуя это положить в основу создания нового Союза: он должен создаваться не сверху, не
союзным Центром, а снизу – максимально самостоятельными суверенными республиками.
Право на вход и выход из Союза должно быть реальным, а не декларативным!
Очень важна для Сахарова тема входа в Союз и выхода из него. Право «каждой нации и
республики» на самоопределение он провозглашает «основополагающим и приоритетным».
Обратим внимание – не только каждой республики, но и каждой нации. Правда, разговор о
«самоопределении нации» продолжения у него не имеет. Зато механизм входа-выхода
республики он прописывает довольно четко, не оставляет это право лишь в качестве декларации,
как это было в советских конституциях:
«Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде Союза или на
Съезде народных депутатов Союза…
Решение о выходе республики из Союза должно быть принято высшим законодательным органом
республики в соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через год
после вступления республики в Союз».
В общем, все достаточно просто и ясно, без каких-либо запутанных, утяжеленных и практически
непреодолимых юридических процедур.
Что особенно удивительно, Сахаров также предусматривает возможность ИСКЛЮЧЕНИЯ республики из
Союза и опять-таки прописывает его процедуру:
«Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не менее двух третей
голосов в соответствии с волей населения Союза (как выявляется эта воля, опять-таки через
референдум? – О.М.), не ранее чем через три года после вступления республики в Союз».
Можно ли представить себе, чтобы такое случилось в реальности? Вот взяли бы и исключили хотя
бы Чечню «за плохое поведение»? Ясно, что это из области фантастики. Но
Сахарову, видимо, важно обозначить, что все члены Союза действительно пользуются полной
свободой самоопределения, и для всех существуют одни и те же критерии нравственного и
политического поведения, при несоблюдении которых можно и «вылететь» из
страны.
Самостоятельность – почти во всем
Максимальная самостоятельность предоставляется каждой республике в области экономики:
«Республика, если противное не оговорено в Специальном протоколе, обладает полной
экономической самостоятельностью. Все решения, относящиеся к хозяйственной деятельности и
строительству, за исключением деятельности и строительства, имеющих отношение к функциям,
переданным Центральному правительству, принимаются соответствующими органами
республики.
Никакое строительство союзного значения не может быть предпринято без решения
республиканских органов управления».
Все налоги, собираемые на территории республики, согласно Сахарову, остаются в ее бюджете. В
союзный бюджет перечисляется лишь определенная сумма. Здесь Сахаров предвосхищает споры,
которые в скором времени действительно развернутся между республиками и Центром. В конце
концов остановятся на том, что в центральный бюджет будет перечисляться не определенная
сумма, как у Сахарова, а определенный процент от собираемых налогов.
К числу необычных, в своем роде «экзотических» пунктов сахаровского проекта надо,
пожалуй, отнести предложение о возможности создания республиканских Вооруженных Сил,
собственной системы правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов),
республиканских денег…
Не мог обойти Сахаров и вопрос о границах между республиками. Вполне отчетливо видел, что
границы, в большинстве случаев весьма произвольно прочерченные коммунистическими
властителями, во многих случаях могут быть оспорены. Чтобы из-за этого сразу же не возникли
конфликты, он предлагал оставить их незыблемыми на первые десять лет после Учредительного
съезда, который примет новую конституцию и новое государственное устройство Союза. В
дальнейшем же изменять границы между республиками, их объединение и разделение можно будет
«в соответствии с волей населения республик и принципом самоопределения наций в ходе
мирных переговоров с участием Центрального правительства».
К сожалению, уже к этому времени стало достаточно ясно, что в реальности решать такие вопросы
мирно, без стрельбы, без пролития крови вряд ли удастся. Об этом говорил опыт того же
Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья…
Он понимал, что останется в меньшинстве
В целом проект конституции Сахарова, при всем уважении к этому великому человеку, был
воспринят как довольно утопический. Хотя ряд его идей – в частности, как уже было
сказано, идея о главенствующей роли суверенных республик при создании нового Союза, –
был подхвачен и лег в основу последующих попыток перестройки коммунистической империи.
Кстати, Андрей Дмитриевич сам вполне сознавал, как будет встречен большинством его проект.
Когда его на I съезде народных депутатов выдвигали в состав Конституционной комиссии, он
поставил условие: поскольку он уверен, что по принципиальным вопросам он останется в
меньшинстве или даже в одиночестве, он может принять участие лишь в составлении
АЛЬТЕРНАТИВНЫХ проектов конституции или же – отдельных статей, в общем – в
высказывании альтернативных мнений; присоединяться же к основному проекту он не собирается.
Таким, альтернативным, заранее обреченным на неприятие большинством, и получился его
проект.
Главное же значение сахаровского проекта конституции в том, что его автор своим высочайшим
авторитетом поддержал набиравшее силу по всей территории Союза движение за реальное
самоопределение, суверенитет и даже независимость отдельных частей Союза, не желавших далее
оставаться в полной зависимости от союзного Центра или даже вообще в составе рассыпающейся
коммунистической империи.
|
|